Петроглифы утеса Саган-Заба

Беломраморный утес Саган-Заба выделяется среди серых скал побережья. 

саган-заба фотоСкала расположена в пяти километрах к северу от Крестовского мыса, и попасть к ней можно с суши на автомобиле. Утес известен большим количеством наскальных рисунков.

По словам академика А.П. Окладникова, «петроглифы Саган-Забы — подлинная жемчужина древней культуры и искусства народов Восточной Сибири. По композиции, манере письма и разнообразию сюжетов они самые сложные из всех известных наскальных рисунков на всем пространстве от Урала до Тихого океана».

Наскальные изображения, открытые в 1881 году, сильно пострадали от времени. В двух-трех метрах от кромки воды на мраморной скале уцелело лишь пять фрагментов прежних больших композиций рисунков. Специалисты считают, что самые древние из них относятся к новокаменному и бронзовому векам (конец II тыс. до н.э.).

Петроглифы Саган-Забы

Фигуры выполнены точечной набивкой, процарапаны на камне или нарисованы краской — охрой. Наскальный иконостас Саган-Забы включает изображения древних танцующих шаманов, увенчанных рогами, с поднятыми вверх руками, бегущих оленей и лебедей. Рисунки получили мировую известность.

Древний человек считал себя кровно связанным с определенным зверем или птицей, от них он вел свое происхождение. Предания гласят, что каждый бурятский род происходит от своего тотемного животного или птицы. У эхирит-булагатов это был бык, у ольхонских бурят — орел, у хоринского племени — лебедь. Поэтому на петроглифах Саган-Забы можно встретить изображения мифических прародителей — птиц, лебедей. В древние времена буряты совершали здесь молитвенные обряды с жертвоприношениями. По преданию бурят, на местность Саган-Заба опустились Бурал Саган-нойон с женой Буга саган хатан (Седовласый господин и Белая госпожа), сделали на скале свои зураг (рисунки) и поселились здесь. Расположенное здесь древнее шаманское святилище является одним из крупнейших святых мест на Байкале. Чтобы ослабить влияние шаманства, монахи из Посольского монастыря в устье Селенги в начале XVIII столетия выбили на скале Саган-Заба два больших креста.

Наскальные изображения на скале Саган-Заба

На западном склоне пади имеется грандиозная карстовая воронка диаметром до 40 м. С ней, возможно, связаны легенды о таинственной шаманской пещере и золоте, спрятанном в ней китайцами, которое они не смогли переправить через Байкал на верблюдах и вынуждены были зарыть. Вход в пещеру до сих пор неизвестен, а упоминания и описания можно отыскать в книгах 20-х годов.

Вершина утеса носит ярко выраженные карстовые следы: многочисленные засыпанные воронки, пар из щелей, который можно наблюдать в морозные дни, наличие волноприбойных пещер и щелей внизу утеса. В отдельные щели можно проникнуть только зимой, легко проскальзывая по льду. Внутри можно встать во весь рост и увидеть в белом мраморе интересное монолитное образование в форме столба черного цвета, уходящего вверх, в скалу. Другая большая волноприбойная пещера расположена к югу в скале недалеко от рисунков. Попасть к ней можно только по воде. Существуют предания, что в ней также выполнялись шаманские обряды с жертвоприношениями.

Из книги П.П. Хороших «По пещерам Прибайкалья»: «Пещера находится на вершине скалы и имеет узкое входное отверстие. На глубине примерно 10 метров пещера представляет собой большой темный зал, из которого по сторонам отходят горизонтальные коридоры. Один из более широких коридоров кончается глубокой ямой, книзу расширяющейся. На гладкой поверхности скалы Саган-Заба, обращенной в сторону Байкала, на площади около 40 кв. м, сохранились рисунки, высеченные людьми поздней поры бронзового века. При высекании фигур древний художник при помощи острого орудия пробивал верхнюю, более темную корку гладкой поверхности мраморовидного известняка и достигал нетронутого белого цвета породы, поэтому высеченные фигуры своим белым цветом заметно выделяются на общем фоне скалы. На скале высечены всадники на лошадях, фигуры различных животных (лоси, маралы, козы, северные олени и др.), человеческие фигуры в различных позах, изображения лебедей и др. рисунки. По своей композиции и сюжету рисунки на скале Саган-Заба наиболее сложные из всех известных наскальных рисунков Прибайкалья».

Туристы, посещающие скалу Саган-Заба, в щелях ее часто находят старинные монеты, волосы, полоски материи, которые ранее клали буряты-шаманисты в качестве жертвоприношений «духу — хозяину скалы».

Из путеводителя «Байкал: туризм и отдых», С. Н. Волков

Остались вопросы? Свяжитесь с нами

Заполните все обязательные поля!
Нажимая “Отправить” Вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных