Духовные и загадочные места озера Байкал

Байкал — это не только одно из красивейших озер планеты, но и настоящий источник загадок и тайн, которые привлекают сюда любителей мистики и духовности

Скала Шаманка на Ольхоне считается священным местом для бурятских шаманов, а на утесе Саган-Заба можно увидеть рисунки древних. Нередко на Байкале наблюдают нечто необъяснимое с точки зрения науки: например, в районе мыса Бурхан люди видели загадочные вспышки в небе. Известно также о множестве подводных глубинных руин, которые до сих пор остаются тайной для исследователей.

Скала Шаманка – главная святыня Байкала

ШаманкаРядом с Хужиром находится Скала-Шаманка, или её ещё называют камень-храм, Бурхан-мыс, одна из девяти святынь Азии, ставшая своего рода визитной карточкой озера, одним из самых знаменитых ключевых образов Байкала: без её изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале. Живописная двухвершинная скала – чудесное творение природы выделяется своей монументальностью на побережье острова. Благодаря своей природной красоте и исключительности, уникальный природный обьект, стал в представлении людей природным храмом — священной обителью божью, главным призрачным дворцом эжина — духа и властелина острова Ольхон. Люди без веры воспринимают её обыкновенной природной скалой, для просветлённых людей, занимающихся духовной практикой — это скала сложена кристаллическим известняком святыня с призрачным дворцом.

Двухвершинная мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета. В ближайшей к берегу скале есть сквозная пещера, особо почитаемая хоринскими и баргузинскими бурятами, ей долгое время приносили жертвы и давали обеты. Раньше в пещере мыса проходили шаманские обряды, а позже, после ламаизации бурят, в ней находился алтарь Будды. У подножия скалы сохранилась надпись на санскрите, древние рисунки шамана с бубном у входа в пещеру со временем исчезли.
Первые исследователи Байкала в XVIII — XIX вв. отмечали, что пещера эта вызывает «особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурям, обычай приносить жертвы и давать обеты произошёл от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком изобилии жертвы, как у беломраморной Скалы — Шаманки. От этих обычаев сохранилось множество интересных преданий. Пещера мыса считалась местопребыванием эжина — хозяина Ольхона и свято почиталась местным населением. Никто не имел права приближаться к присутственному месту духа — хозяина Ольхона. В «Землеведении Азии» (1894 г.) написано : «Бурятские шаманы и ламайские жрецы считали местопребыванием адского божества — Бегдози, господствующего над душами онгют, т. е. злых, почему и приносят ему часто жертвы. Нигде не встречаются в таком изобилии жертвы, как здесь». Следы этих частых жертвоприношений можно было видеть ещё в начале ХХ века. На перешейке шаманского мыса, где проводили обряды жертвоприношений, слой пепла от разжигаемых костров для шаманских обрядов достигал 1,5 метров.

Название Скала — Шаманка изменилось, когда среди бурят начал распространяться ламаизм, её стали называть Бурхан мыс — «Бог», «Будда», но сейчас её вернули исконное название и на всех картах мыс именуется Скалой — Шаманкой. Двухвершинная скала, ставшая призрачным дворцом для божеств разных вероисповеданий, сперва шаманизма и затем буддизма, всё время оставалась священным местом, где последователи двух разных вер оставляли свидетельства своего поклонения. Камень — храм с грозным духом — владыкой острова надежно ограждал людей от всех бед. В самом деле, никогда не было здесь ни голода, ни войны, ни страшного мора, когда на материке идут дожди, на острове может стоять прекрасная солнечная погода. В шаманской традиции образ владыки острова Хан Хутэ — баабая наделён орлиным носом и орлиным взглядом, видящим внутреннюю сущность. Случайно или не это совпадение, но интересно заметить, что его внешний вид идентичен образу древних учителей человечества, спустившихся по преданиям с неба на землю: у ацтеком и майя доколумбовой Америки – птицечеловек с орлиным клювом Кецалькоатль, в Древнем Египте – первопредок Тот, бог мудрости, письма и знаний, традиционно изображается в облике мужчины с орлиной головой.

Чудеса Иволгинского дацана

дацан

Иволгинский дацан находится в 30 км от Улан-Удэ. Это место хотят посетить множество людей из Иркутской области, те кто почитают буддийскую культуру или просто увлекающиеся духовным развитием и самопознанием. Разумеется для приезжих туристов это также является одним из тех мест, которые стоит посетить, особенно если вы едите в Бурятию.
Интернет полон историй о главном чуде этого дацана — Ламе Даша Доржо Итигэлове, этот человек предсказал когда-то революцию и разгул атеизма. Родился он в 1852 году, а в 1927 году добровольно впал в Нирвану. Он создал более 50 трудов по буддийской философии, ), написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам. Помимо этого, местными богословами найдена книга, написанная ламой в необычной манере на старомонгольском языке с вкраплениями тибетского и санскрита. За два года удалось расшифровать лишь небольшую часть этой книги, многие с нетерпением ждут полной расшифровки, так как она прольет свет на множество загадок, предсказанным святым человеком.

В 1927 году Лама Итигэлов впал в нирвану. Будучи уже в глубокой старости, он сел в позу лотоса и покинул своё тело, завещав своим ученикам указание, чтобы они его похоронили, но достали из могилы через 70 лет. Ученики выполнили его указание и сейчас тело Ламы Итигэлова находится в главном дугане (храме) Иволгинского дацана и множество людей ежедневно приходят на него посмотреть. Говорят, что он выглядит почти как живой, а многим даже кажется, что он открывает глаза или разговаривает с ними.
Проведя экспертизу, медики были потрясены: у Итигэлова все признаки живого тела: мягкая кожа без признаков гниения, сохранились нос, уши, закрытые глаза (глазное яблоко не вытекло), пальцы рук и локтевые суставы подвижны. Даже «живой» запах остался. Хамбо-лама действительно живёт после смерти: у него тёплые руки, он потеет и даже отрывает глаза. Ведущие учёные и религиозные деятели попытались дать этому феномену объяснение. Однако окончательных ответов на этот вопрос наука дать не может. Есть лишь гипотезы.
Врачи, которые наблюдают тело с 2002 года, выявили пульсацию мозга. Они утверждают, что у живых — мозговые полушария выдают 3-4 ритма в минуту, а у неподвижного Итигэлова — 1. Раз в полгода Лама Даша, как живой, прибавляет и теряет в весе по полкилограмма. В определённые дни выстраиваются огромные очереди из желающих прикоснуться к его телу. Люди утверждают, что с ними происходят чудесные исцеления и сбываются их заветные желания.

Здесь же, в Иволгинском дацане находится священный камень. Возле него надпись: «По преданию, именно к этому камню прикасалась Ногоон Дари Эхэ (Зелёная Тара) и оставила на нём отпечаток своей кисти. Мастерами Иволгинского дацана тыльная сторона камня была обработана и в августе 2007 года Драгоценный камень был установлен на территории дацана. Над ним, в гугурве, находится статуя Зелёной Тары. Делая обход вокруг драгоценного камня и прикасаясь к нему, принято просить об исполнении своих благих желаний.
Также можно проверить, исполнится желание или нет. Для этого нужно отойти примерно на десять шагов и, загадав благое желание, с закрытыми глазами попасть ладонью руки (правой или левой) точно в драгоценный камень. Если вы при этом не коснулись ничего, кроме камня,- ваше желание исполнится.
Да будет благо!
Интересны обычаи посещения дацанов. Женщины должны быть без головного убора и в своих молитвах они «простираются» перед Буддой. В дацане «Ринпоче Багша» для этого сделана специальная доска в рост человека и специальные приспособления, одевающиеся на кисти рук, чтоб можно было скользить по доске. А в Иволгинском дацане людям порой приходится наблюдать, как молятся монахи, но «простираются» уже прямо на полу и без приспособления для рук. Неподготовленный человек так может заработать мозоли на руках, да и выдохнется на третьем «отжиме».

Загадки мыса Рытый

мыс Рытый

В центральной части Байкала на западном берегу, напротив самого широкого места озера, расположен мыс Рытый. С бурятского языка название Хыр-Хушун, или Хэр-Хушун, переводится как «степной мыс». Это определение точно передает природные особенности мыса — в ширину и 2,5 км от берега до гор голой степи и прекрасных пастбищ для скота. Однако домашние животные здесь никогда не паслись в период вегетации, и степной участок сохранил уникальные расти тельные сообщества реликтовых даурских степей. На мысе нет деревьев и никаких поселений, одиночные катера, не приставая к берегу, проплывают мимо, до этого места не доходит автомобильная дорога, и здесь нет даже тропы по побережью. По неизвестным причинам на посещение мыса местным населением было наложено табу, и этот запрет действует и в наше время. Жители старательно избегают посещений, именуя его проклятым местом «Гневным мысом», но, разговорившись, могут поведать много загадочных историй, связанных с этой священной местностью. Стоит добавить, что этот мыс входит в территорию Байкало — Ленского заповедника и, чтобы здесь высадиться на берег, нужно специальное разрешение от администрации. Заповедный peжим и шаманские запреты посещать священный мыс сделали свое дело только редкие одиночки осмеливаются заходить в ущелье, а их последующие рассказы о загадках этого места превратили ущелье р. Рита в главное аномальное место на Байкале.

Последние годы о мысе Рытый сложено немало новых легенд. Уфологи видят здесь светящиеся шары, журналисты — каменные пирамиды и байкальский Стоуфантазеры — аномальную зону Ответвляющий разлом ущелья р. Риты, похоже в самом деле, обладает геопатогенными особенностями и поэтому с древних времен на его посещение местными жителями наложено табу больших причин нарушать эти запреты нет и сейчас. Зачем, ради простого любопытства за ходить в «страшное и священное место, где живут сердитые боги, с новья божества Ухэр, посылающие сильные ветры и наводящие порчу на посетителей и жилища? Местное население верит, что шаманские заклятия действуют в наше время, в этом легко убедиться говорят они, если отследить судьбу, нарушивших вековой запрет и проникавших в ущелье. Многие из них заболели, преждевременно и скоропостижно ушли из жизни, поэтому люди перестали селиться на мысе и посещать его. По местным обычаям сейчас даже нельзя проплывать мимо него, не почтив гневных духов.

Мыс Рытый относится к сакральным местам Прибайкалья. Это наиболее сухой участок на северо — западном побережье Байкала. Конус выноса, образованный р. Ритой, вдается в Байкал на 2,5 км. На наклон ной голой поверхности мыса, беспорядочно изрытой водными потока ми с гор, большое скопление глыб и валунов. Пересохшие рукава речки создают впечатление, что мыс изрыт узкими извилистыми оврагами. Здесь зарегистрированы следы старых мощных селевых выбросов в Байкал — грязекаменных потоков с валунами, деревьями и дерном Долина реки оставляет гнетущее впечатление. Она труднопроходима из — за россыпей крупных камней, но пройти её всю насквозь и выйти к истоку Лены можно за один день. В конце июня в верховьях ущелья Риты можно увидеть снег.

Ступа Просветления на острове Огой

Огой ступа

Буддизм не смог получить распространения на ольхонской земле, по мнению ольхонских шаманов «сонмы бесчисленных духов, обитающих на острове,
воспрепятствовали проникновению сюда буддизма, и в Приольхонье сохранилась вера предков — боо-мургэл. Из истории известно, что в 1910-1920 гг. на территорию кудинских и ольхонских бурят прибыли из Забайкалья десятки лам и было построено пять дацанов и дуганов. На острове Ольхон два бумхан -ламаисткие часовни были построены вблизи улусов Харанцы и Улан — Хужир. Примечательно, что молитвенный дом в улусе Харанцинском был построен на личные средства Агвана Доржиева -прославленного бурятского общественно — политического деятеля, наставника Далай — ламы XIV.

Остров Огой (старое название — угунгой, в переводе с бурятского языка- «безводный» ) самый крупный из островов в Малом Море, расположен
напротив мыса Хоргой. На вершине острова раньше находился маяк, теперь на его месте отчётливо видна белая буддийская ступа, возведённая летом 2005 г. вопреки протестам ольхонских шаманов. Официально она именуется как Ступа Просветления, Покорения демо нов, содержащая статую
Женской формы, Матери всех Будд Единствен ной Матери Трома Нагмо. Другими словами, эта ступа относится к типу ступ просветления, в которую вложены различные буддийские реликвии и бронзовая статуэтка дакини Трома Нагмо, считающейся в тибетском буддизме матерью всех Будд. Считается, что буддийские ступы предназначаются для растворения всех негативных препятствий в мире, благоприятно способствуют процветанию местности, где сооружены, и приносят пользу людям, особенно тем, кто посещает их осознанно. Подобная ступа сооружена и на острове Огой в Малом Море.

Место для строительства ступы хотя и выбиралось спонтанно, без каких — либо определённых причин, в итоге оказалось глубоко символичным. Остров Огой, протянувшийся узкой извивающейся полоской суши с юга на север на 2 км, с воздуха сильно напоминает танцующую дакиню с распростёртыми руками, устремлённую на север: отчетливо угадывается контур головы с плечами в северной части острова и раз ведённые в стороны и согнутые в локтях руки. Контур острова можно ещё сравнить с образом сказочного джинна, высвобождаемого из лампы Аладдина, когда появляется извилистая змейка дыма, расширяющаяся вверху до контура головы. Ступа, сооруженная на самой высокой Отметке острова (512 м), на высоте 60 м над уровнем Байкала, оказалась расположенной как раз в области груди, на месте сердца, контура острова.

Огой своими вытянутыми очертаниями напоминает Ольхон, который, в свою очередь, походит на серповидный контур Байкала. Остров Ольхон находится в центре Байкала, остров Огой — в центре Малого Моря. В поэтических образах Байкал называют голубым сердцем Сибири, остров Ольхон — живым сердцем Байкала, а остров Огой, вероятно, может стать почитаемым как «мать — остров». Ярко выраженная символика тройного подобия на сакральном языке означает, что выбранное место благодатно для возведения буддийской ступы. К этому следует добавить, что Огой, в отличие от расположенного рядом острова Замогой, на который отселялись в прошлом больные проказой, во все времена оставался чистым. На нём, кроме постоянно гнездующихся чаек, никогда не проживал человек, т. е. эта местность свободна от негативных энергий прошлых деяний людей и может считаться «чистой землёй».

Мыс Хобой

Мыс Хобой

Мыс Хобой на бурятском языке означает «клык» или «моляр». Хобой — самый северный мыс на острове Ольхон; и камень напоминает профиль женщины, если вы посмотрите на него с моря. Местная легенда гласит, что этот профиль принадлежал бурятской женщине, обращенной богами к камню, потому что она завидовала своему мужу.

Другая легенда рассказывает о драконе, летящем над священным озером, уронившем его клык, который углубился в землю и превратился в камень. Некоторые ученые считают, что эта сага связана с воспоминаниями о падении какого-то космического тела (возможно, небольшого метеорита), которое произошло много тысяч
лет назад.

Местные жители уверяют, что иногда можно встретить духов своих мертвых предков или увидеть свои предыдущие воплощения. Сегодня мыс Хобой выбран для различных медитаций различными духовными школами, которые хотят испытать единство с природой и почувствовать древние энергии. Это место также характеризуется полифоническим эхом, которое отражается от монолитной скалы. Зимой можно снимать потрясающие фотографии снежных гротов, заполненных огромными сосульками и промывками промерзшей воды.

Материалы были взяты из книги «Вокруг Байкала», С. Волков, г. Иркутск.

Остались вопросы? Свяжитесь с нами

Заполните все обязательные поля!
Нажимая “Отправить” Вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных